Monino Webseite
 ----------------

Материалы на русском языке

О монинской школе · 23.12.2006

Простисловие

Всем привет! В апреле-мае я постарался записать всё, что происходило в монинской школе за три года моего проживания в Монино. Я использовал школьный журнал, свои записи, ну и, конечно, то, что нашлось в памяти у Ольги и у меня. Про эвритмию писала Катя — большое ей спасибо. А ещё большее ей спасибо, за то, что она была мне добрым товарищем в последний год моего учительствования.

Я не обнародовал свои записи сразу, так как надеялся их еще доработать. Но жизнь оказалась шустрее, чем я рассчитывал, и сейчас я уже потерял внутреннюю связь с тем, о чём стоило бы ещё написать, а беспристрастного отношения ещё не возникло. Поэтому отдаю всё как есть. Хочу только присовокупить, что я благодарен детям и взрослым, с которыми я прожил эти три школьных года. Говорю я это честно и искренне. До встречи.


Предыстория Монинской школы

Кажется, вот уже 6 лет (впрочем, в цифрах я могу ошибаться, точность — мое слабое место), как монинская школа занимает заметное место в моей жизни. Это может показаться несколько преувеличенным — ведь кто-то не знает, а кто-то и не помнит. Но для меня сейчас время осмыслять и итожить (с непривычки писать мемуары все время съезжаю на шуточный стиль), так что уж запаситесь великодушием, если ваше время не совпадает с моим. Кроме того, если школа в Монино будет продолжаться, просто необходимо иметь описание всего того, что в школе было.

Да, что-то около шести лет назад, вместе с Аннушкой и Ариадной я согласился быть ответственным за монинскую школу. События того, не менее знаменательного чем многие другие, разговора, организованного Машей и Владом, кажется, в феврале 2000 года я помню смутно, но к обсуждавшейся проблеме, отнесся, по всей видимости, серьезно. Наш триумвират просуществовал недолго, по причинам вполне известным. В Москве идея школы материализовалась в «школьном семинаре», который возник почти одновременно с «общемонинскими собраниями». И то и другое было, на мой взгляд, последним серьёзным взлётом околомонинской жизни, как её сейчас называет Серёга Крупский, в Москве. Семинар вела Таня Леонова, и то, что мы на нём обсуждали, я помню до сих пор, более того, многое мне пригодилось при преподавании в монинской школе, что само по себе является курьёзом. Собрания же бывали по воскресеньям, что-ли. Пытались ставить спектакль, учили друг друга всяким интересным вещам, и один раз у Кати в Крылатском обсуждали монинскую школу. А народу ведь много было, и хорошего всякого тоже было много. Помню натужные репетиции, игоревский доклад про человеческие сообщества и последнюю встречу, когда Ник про Ремизова очень здорово рассказывал. Вспомнить о последних всплесках нашего энтузиазма можно немало, но я двинусь дальше. А дальше был грант на школу и стройка. Тоже целая эпоха, только уже для другого поколения. Стройка вдохновила многих — наконец-то было дело, в котором начисто отсутствовал какой-либо личный интерес. Народ трудился беззаветно. Егор и Митька на стройке возмужали (надеюсь, братья, я вас не обидел). Именно на стройке школы, появились в Монино другие два брата – Славка и Колька. Чтобы никто меня не упрекал в односторонности, скажу, что помню я и про ворох начатых и брошенных дел и идей. Про то, что школьные деньги тратились не только на стройку, но и вообще на нужды Монино и двух летних лагерей, занимавшихся строительством школы. Про игоревское здоровье и личную жизнь, в который раз принесённые в жертву. Про то, что командовал, не всегда считался, ну и прочее совсем уж личное.

Потом был опять разговор, опять знаменательный, опять с Машей и Владом. Мы согласились переехать на год в Монино. Чтобы было не страшно, сговорились сделать это сообща с Костиком, Катькой, Манюней и Игорем. Первые трое не смогли — появился Яша и заявил, что его не спросили. А я стал учительствовать в Монино и, к тому же, в мае 2004-го пошёл учиться на трехгодичный Периодический семинар для вальдорфских учителей.


Монинская школа в 2003–2006 гг.

Учебный год 2003 – 04

С 1 сентября до осенних каникул Наташа жила у Аси Старостиной и ходила в школу на Стремянном. Там она проучилась две эпохи – Рисование форм и Письмо (прошли часть согласных и часть гласных). Занятия в монинской школе начались 10 ноября 2004 года.

Расписание (Наташин 1 класс):

 понедельниквторниксредачетвергпятница
9.00–10.10Главный урокГлавный урокГлавный урокГлавный урокГлавный урок
10.20–11.00НемецкийНемецкийМузыкаАнглийскийАнглийский
11.20– 12.00РукоделиеРукоделиеЖивописьЖивопись

Рукоделие вела Ольга до конца января. Весной вместо рукоделия было ремесло, в том числе для Николы и Матвея. Живопись вела Маша. Остальные уроки – я. Два раза была эвритмия по несколько дней с Асей. Одну неделю в школе гостила Настя Гайер.

Весной, кроме занятий в первом классе и в детском саду, была еще «старшая школа». Игорь занимался с Ульяной математикой, я – с Ильёй географией, гитарой, русским языком. В течение года я несколько раз уезжал на заработки и меня заменяли Игорь, Маша, а одну эпоху полностью вёл Борис.


Структура Главного урока:

  • Утреннее изречение и приветствие
  • Ритмическая часть
  • Разговор о том, что происходит в природе и в деревне. Наблюдения за природой
  • Проверка домашнего задания, пересказ сказки
  • Весёлое стихотворение. Игры с мячом, деревянными палочками. Песни
  • Основная часть (в зависимости от эпохи)
  • Сказка


Расписание эпох

(материал эпох можно посмотреть в Наташиных тетрадях за 1 класс):

Ноябрь (Миша – Маша).

АРИФМЕТИКА. История про двух девочек – Лину и Лоту и про числа от 1 до 12. Числа от 1 до 12 в окружающем мире. Ритмический счет в пределах 12. Анализ чисел (разложение на составляющие).

Стихи для ритмической части: Б. Заходер «Бочонок собачонок», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Материал для рассказывания: сказки Андерсона, сказки народов Севера.

Декабрь

ПИСЬМО. История про кота, который искал буквы (продолжение истории, начатой в Москве). Согласные, в основном, шипящие – основные гласные были уже в Москве. Упражнения в стихосложении.

Стихи для ритмической части: Б. Заходер «Кот и Кит», Б. Пастернак «Рождественская звезда».

Материал для рассказывания: Импровизированные сказочные истории.

Январь(Миша – Маша).

АРИФМЕТИКА. Ритмический счёт числовых рядов (2, 4, 6, 8, 10…; 3, 6, 9, 12… и т. д.). Счёт вперед и назад. Счёт с движениями – счёт прыжков (*2 у человека, *4 у собаки, *6 у жука, *8 у паука), мячей и палочек (кидаем друг другу соответствующее число предметов). Упражнения на «географию тела» (право-лево, руки, ноги, перекрёстные движения).

Стихи для ритмической части: Б. Заходер «Кот и Кит», А. Пушкин «Сквозь волнистые туманы пробирается луна«.

Материал для рассказывания: Импровизированные сказочные истории.

Февраль (Борис–Игорь).

РУССКИЙ ЯЗЫК (3-я эпоха письма). Йотированные гласные. Ы, Ь, Ъ. Поговорки, красиво написанные на листах большого формата. Упражнения в одновременности рук и ног (хлоп + топ), ритмы. Прыгалки. Много движения и флейты. Лепка. Лубок.

Стихи для ритмической части: Б. Заходер «Кот и Кит», А. Пушкин «Сквозь волнистые туманы пробирается луна».

Материал для рассказывания: Импровизированная сказочная история с продолжением, русские народные сказки.

Март – Апрель

АРИФМЕТИКА. Продолжение ритмического счета и счета с движениями (Таблица умножения). Разложение чисел. Упражнения на ловкость с мячом и деревянными палочками.

Стихи для ритмической части: А. Введенский «Дядя Боря говорит», Б. Старостин «Бледная девочка, чья ты принцесса?»

Материал для рассказывания: Импровизированные сказочные истории.

Май

РИСОВАНИЕ ФОРМ. Эволюция круга и сложные замкнутые формы (формы в тетраде). Ходули. Солнечные часы.

Стихи для ритмической части: А. Введенский «Дядя Боря говорит», М. Лермонтов «Ночевала тучка золотая».

Материал для рассказывания: Русские народные сказки со сложным сюжетом («Царевна-Лягушка» и др.).

НЕМЕЦКИЙ. Части тела. Счет от 1 до 12. Игры: Was ist das? Wo ist …? Стихи, песни: «Die Sonne tont» (Goethe, «Faust»), «Auf?n Forel ligt a Kelbl» (идиш), «Meine Tanten haben Enten» («Kleiner Zirkus». Mein Lesebuch). Кукольные спектакли. Истории про Рабею и Йоханну, как проходит их день. Счет 1 – 12.

АНГЛИЙСКИЙ.

Счет 1 – 12. Истории про Тома и Элис – еда, дела по дому, игры и т.д. Стихи из книги «The early bird». Игра с собакой – глаголы (run, jump, sleep etc). Weather. Animals. Parts of Body. What is it? Is it a ...? Игра «How many steps».

МУЗЫКА.

  • Песни: «Кадарусель», «На мельнице старой», «Мой старый кот ушел из дома», «Нет никого у Бабы-Яги», «Звуча в гармонии Вселенной».
  • Блокфлейта (на такой начали играть в школе в Москве). Музыкальные упражнения от Пэра Альбома: Импровизация. Двухголосье: Наташа играет импровизированную мелодию из нескольких нот, а я подыгрываю что-то созвучное. То же с ксилофоном. Импровизации (в том числе хоровые с Николой и Матвеем) с ритмами, голосом, разными музыкальными инструментами.

РУКОДЕЛИЕ (Ольга). Вязание на двух спицах, платочная вязка. Чехол для флейты. Вязанные игрушки.

ЖИВОПИСЬ (Маша). Упражнения с цветами


Учебный год 2004–2005

В 2004–2005 году, во втором классе, Наташа училась в Москве, в школе «Путь Зерна».

Подготовительный класс Николы. Январь – май 2005.

Стихи для ритмической части: «У Тима Тимофея на ручках десять пальцев» (география тела, ловкость симметрия учитель–ученик), «Право проще помнить папе» (лево–право); А. Пушкин «Зимняя дорога», «Расти росток» (жесты).

Беседы о погоде и природе. Вспоминаем что нового произошло в деревне (праздники, приезды – отъезды, болезни и т.п.).

Музыка – пинтатоническая флейта (также раз в неделю с Матвеем – оркестр), различные ударные инструменты, пальчиковые игры для игры на флейте.

Звезда (ходили по звезде, рисовали). Подробнее – см. Николину тетрадь Подготовительного класса.

Песни: «У нас босые ножки», «Макферсон», «В лепестках цветочных».

Сложносюжетные русские народные сказки и импровизированные истории.



Учебный год 2005 – 2006

1 сентября праздновали начало учебного года. Взрослые показывали спетакль (сказка про монинских детей). Торжественно провели Николу сквозь ручеек в школу. Первый урок для Николы, Наташи, Коли и Славы.

В сентябре у младших детей Влад и Армин провели сельскохозяйственную эпоху. Собирали урожай, готовили школьный огородик для следующего сезона и многое другое.

8 октября – первое родительское собрание (Маша, Влад, Ирина, Яна и Миша). Обсуждали: 1. – 2. расписание недели и эпох – время, нагрузка и предметы. 3. Подробнее – Разделение Наташиного и Николиного главного урока, скрипка для Наташи, нотная грамота и латиница у Наташи. Коля – поперечная флейта, Слава – гитара. Предметы по выбору для Коли и Славы – арабский язык и религия. 4. Эвритмия – 3 раза по 3 недели с Катей Жуковой. 5. Возможно 1 неделя астрономии зимой. 6. гостевые эпохи в старшей школе – анатомия (Света), химия (Боря), физика – ?

Далее родительские собрания проводились раз в эпоху.

10 октября начались занятия. Следующее расписание действовало в октябре, декабре и январе:

Расписание недели


Наташа и Никола (1 и 3 классы) Коля и Слава (8–9 класс)
  8.30–9.30 9.40–10.30 10.40–11.30 11.40–12.30 14.00–16.00 16.10–17.00 17.10–18.00
ПН Главный урок Николы Главный урок Наташи английский рукоделие Главный урок английский арабский
ВТ английский рукоделие
английский арабский
СР    
религия  
ЧТ немецкий музыка
немецкий музыка
ПТ немецкий музыка
немецкий музыка

Рукоделие вела Ольга. В ноябре и феврале добавлялась эвритмия с Катей Жуковой по три раза в неделю в каждом классе, а также отдельно занятия гитарой с Катей у Славы. Также был введен отдельные уроки эвритмии для Матвея и Кирюши. С конца марта Коля и Слава учатся в Зеленоградской Вальдорфской школе. У Наташи и Николы в марте Главный урок и эвритмию вела Катя Жукова, ремесло – Влад. В апреле в младшей школе обычное расписание.


Расписание эпох

Октябрь

Ритмическая часть: «Робин-Бобин-Барабек», «Уж небо осенью дышало» (А. Пушкин, из «Евгения Онегина»).

Никола – РИСОВАНИЕ ФОРМ. Кривая и прямая. Эволюция кривой и прямой. Эволюция формы: маленькая – огромная (рисовали ногой) – совсем маленькая.

Наташа – РИСОВАНИЕ ФОРМ. Фоновые формы. Вписанные формы – круг в квадрате, треугольнике и наоборот. Сложно переплетенные формы.

Коля, Слава – ГЕОГРАФИЯ.

  1. История географических открытий. Картография Нового времени
  2. Общие сведения о Земле: размеры, часовые пояса и движение Земли, тропики и полярные круги, системы координат
  3. Физическая география. Основы геологии и почвоведения. Почвоведческий практикум с Ксюшей (изучение монинских почв)
  4. География России

Ноябрь

Ритмическая часть:«Робин-Бобин-Барабек», «Уж небо осенью дышало» (А. Пушкин, из «Евгения Онегина»).

Никола – АЗБУКА. История про мальчика Альфу, который искал буквы. Согласные.

Наташа – СОТВОРЕНИЕ МИРА. Семь дней Творения. Первый день по-древневрейски. Упражнения в скорописи, перо и тушь, позже перьевая ручка. Рисование карандашами.

Коля, Слава – ИСТОРИЯ ИСКУССТВА (Катя Каринская, Ольга) и ЖИВОПИСЬ (Маша). Первобытное искусство, искусство Египта и Греции. Изготовление макетов храмов. Знакомство с различными техниками живописи.

Декабрь

Ритмическая часть: «Рождественская звезда» (Б. Пастернак).

Никола – АЗБУКА (продолжение). Согласные и гласные звуки. Переход от звука к слову.

Наташа – СОТВОРЕНИЕ МИРА (продолжение). Сотворение человека.

Коля, Слава – ИСТОРИЯ. 1. Смутное время, местничество, первые Романовы, Петр I – демократия, охлократия, олигархия, аристократия, монархия и деспотизм (gлатоновская модель государства). 2. Первые мануфактуры, механизация производства, технологическая революция. 3. Поколения, демографические процессы, общечеловеческое родство. 4. История Торопецких земель.

Январь

Ритмическая часть: «Миллион» (Д. Хармс), «Евсей» (Ю. Владимиров).

Никола – МАТЕМАТИКА. Числа от 1 до 12 и их проявления в мире (история – Альфа у мудреца). Четыре основных математических действия – история про двух братьев и двух сестер. Ритмический счет.

Наташа – МАТЕМАТИКА. Повторение таблицы умножения. Закономерности таблицы умножения. Ритмический счет.

Коля, Слава – РУССКИЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА.

  1. Судьба и жизненные идеалы (Н. Лесков «Очарованный странник»; М. Лермонтов «Герой нашего времени»; А. Пушкин «Капитанская дочка»).
  2. Темпераменты в поэзии и прозе: в лексике, стихотворных размерах, синтаксисе. Сочинение стихов и прозы в заданном темпераменте.
  3. Юмор и трагедия (С. Довлатов, В. Шукшин; Н. Гоголь, А. Пушкин).

  4. Изложения.

АЛГЕБРА (Оля Старостина Ст.). Подготовка Коли к сдаче гос. экзамена по математике за 9 класс.

Февраль

Ритмическая часть: «Миллион» (Д. Хармс), «Евсей» (Ю. Владимиров).

Никола – АЗБУКА (Миша, Катя). Йотированные гласные, мягкий и твердый знаки. Скороговорки (К – Р). Рисовали и писали книгу «Иван Меньшой, разумом большой».

Наташа – РУССКИЙ ЯЗЫК/ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (Миша, Катя). Скороговорки (Д – Т). Книга «Рассказы из истории еврейского народа» (истории про Иосифа и Моисея).

Коля, Слава – ФИЗИКА (Игорь, Миша). Тепло (теплоёмкость; паровая машина, двигатель внутреннего сгорания), оптика (линзы, глаз; устройство фотоаппарата, диапроектора), акустика (эхо, резонанс; скорость звука, волны). РУССКИЙ ЯЗЫК. Изложения: подготовка Коли к сдаче гос. экзамена по русскому языку за 9 класс. АСТРОНОМИЯ (Фёдор Бабицкий). История астрономических воззрений. Система координат. Определение координат. Тригонометрический способ определения координат. Небесные тела. АЛГЕБРА (Фёдор Бабицкий). Функции. Тригонометрия.

Март

Ритмическая часть: «Кулинаки-пулинаки», И. Токмакова «Я рано утром залез на сосну».

Никола – РИСОВАНИЕ ФОРМ (Катя). Круг. Эволюция круга. Кривые, вписанные в круг.

Наташа – РИСОВАНИЕ ФОРМ (Катя). Симметричные формы.

Апрель

Ритмическая часть: «Кулинаки-пулинаки», «Жить очень трудно» (Б. Заходер).

Никола – МАТЕМАТИКА. Решение сказочных задач в пределах 20. Ритмический счет. Запись простых математических действий. Упражнения на ритмы (хлопки и топы).

Наташа – МАТЕМАТИКА. Меры длины и веса (соответствующие телу). Время. Сложение, вычитание, деление и умножение в уме в пределах 1000 – муравьи строят муравейник, а Наташа считает, сколько каждый день они принесли веточек, иголочек и т. д. Весы и равновесие. Упражнения на ловкость.

В мае у Николы и Наташи планируется эпоха земледелия с Владом и эвритмия с Катей, возможно, живопись с Машей.

С февраля на ритмической части стараются собираться все, кто принимает участие в школьных занятиях. Ритмическая часть начинается с песни или изречения. Кроме, собственно, ритмической части, обычно бывают подвижные игры и игры с мячиками.

Утреннее изречение: до марта – «Расти росток», с марта – «Свет солнца».

В конце каждой эпохи проводился «Открытый урок» – праздник, на котором младшие и старшие дети показывали специально подготовленные номера, а также то, чем особенно интенсивно занимались в истекшем месяце (обычно по двум – трем предметам из каждого класса). Кроме того, у Коли и Славы эпоха заканчивалась «экзаменом», на котором кроме учителя, который вел эпоху, присутствовал, как правило, кто-то из гостей или жителей Монино. На экзамене ученики должны были выполнить практические задания или ответить на вопросы по материалу эпохи. Оценки не выставлялись. «Экзамен» был задуман как подведение итогов по эпохе. Также на «экзамене» ученики демонстрировали и защищали свои эпохальные работы – письменные или практические задания по теме эпохи.

Дополнительные уроки (предметы, продолжающиеся весь год, независимо от эпох):

Никола и Наташа (Несколько месяцев Тема приходил на немецкий, музыку и эвритмию).


ЭВРИТМИЯ (Катя Жукова)

Ноябрь:

Никола – Начало урока: «Водичка, водичка, умой моё личико». Упражнение «Е для ловкости» – «мастер, мастер помоги, прохудились сапоги ...». Сказка Дональда Биссета «Як»: Дыхание, жесты гласных и согласных. Пространственные формы – круг, спираль, «змейка» по кругу. Жесты квинты – конкорданс квинты Е. <

Наташа – «Танец» Гедике. Ритмическое упражнение – слушать музыку и делать ритм. Изречение: «Есть Бог, есть мир, они живут вовек». Б 3. Дыхание – «Если все озера мира ...». Согласные – О. Дриз «Медь отзывается звоном ...». А. Майков «Осенние листья». Форма восьмерки. Шуберт «Экосез» – простая форма на основе круга и восьмерки, движения в метре музыки, боковой галоп. М 3.

Февраль – май:

Никола – Изречение: «Что выше леса?». В начале урока: Упражнения на ритм – слушать ритм, хлопать или топать его различными способами, шагами (анапест, дактиль). Стихотворение К. Фофанов «Звезды ясные, звезды прекрасные …» – форма спирали, последнее четверостишее – ритм различными способами (анапест). Упражнение И-Е-И ногами.

Русская народная сказка «Марья Моревна» в стихотворной форме. В рамках сказки:

  • Упражнения на дыхание.
  • Жесты гласных и согласных звуков.
  • Упражнения на шаги и подскоки различного характера.
  • Ритмические упражнения.
  • Пространственные формы – круг, закручивающаяся и раскручивающаяся спиралью, прямая и кривая (внутри круга), формы дуги и угла в кругу, форма змейки, петли, четырехугольник.
  • Медная палочка вертикально в руке с подскоком.

Упражнения на ловкость с мячиком.

В конце урока жест квинты + конкорданс (Е).

Наташа – в конце и начале урока: изречение «Что чище золота? Прочнее, чем алмаз?»; Упражнение «Точка – периферия»; А. Силезский «Свет струится вверх ...».


Материал уроков:

Форма восьмерки.

  • Ритмическое упражнение: «Ревели метели, шумели снега ...».
  • Дыхание – Гёте «В дыхании двойная благодать».
  • Жесты гласных – Г. Меньшова «‘А’ сказала мне: «Я счастлив!»...».
  • Жесты согласных – эволюционный ряд («Будь добрым ...»).
  • «Е для ловкости» – «Мастер, мастер, помоги ...».
  • «Ехал грека через реку...» – гласные ногами.
  • Сотворение мира по-древнееврейски с формой «Wir suchen uns» (не закончили).
  • Жесты всех звуков в отдельных словах – имена, названия деревьев, музыкальных инструментов. Угадывать.
  • «Монолог черепахи, вновь посетившей через пол часа грядку с салатом».
  • Григ «Песня Сольвейг» – звуковысотность, форма спирали и петли в кругу.
  • А. Блок «На весеннем пути теремок…». Форма: треугольники, петли различных размеров в кругу.
  • Упражнения:
    Маленькие жесты музыкальных тонов (до, ре, ми).
    Ритмическое дыхание и ловкость с медной палочкой.
    Ритм и ловкость – чешская народная песня «Аннушка».

НЕМЕЦКИЙ

Ритмическая часть: «Fleißige Waschfrauen». Части тела. Счет от 1 до 12. Игры: «Der Wolf und die Hasen (Farben)», «Korperteile». Стихи, песни: «Die Sonne tont» (Goethe, «Faust»), в&;;#171;Das Hexen Einmaleins» (Goethe, «Faust»), «Auf?n Forel ligt a Kelbl» (идиш), «Meine Tanten haben Enten» («Kleiner Zirkus». Mein Lesebuch). Истории про Рабею и Ханса, как проходит их день, их приключения.

Наташа – «mein ABC» (латиница), рассказы про Рабею и немецкие буквы, письмо маленьких текстов по-немецки.


АНГЛИЙСКИЙ

Ритмическая часть: «Open them and close them…». Счет 1 – 12. Истории про Лину и Лоту – еда, дела по дому, игры, шалости и т.д. Стихи из книги «The early bird». What is it? Who is it? Is it a ...? Игры: «Mother, may I come in?», «Eatable and not eatable», «Animals (pantomime)», «Free chair (verbs – commands)», «Dog, cat and maus». Песни – «Holly night», «If the people».

На уроках иностранного языка говорить по-русски категорически запрещается. Учитель ведет себя так, как ведет себя хороший родитель, с ребенком, который учится говорить. Говорит четко, ясно и правильно. Слова сопровождает выразительными жестами, поясняющими звуками и т. д. Не коверкает речь, чтобы она была «понятна» ребенку. Не добивается от ребенка понимания каждого слова (в случае с иностранными языками это выглядит как способность перевести слово на родной язык). Ребенок должен понимать смысл сказанного, а не значение отдельных слов. Для этого слова иностранного языка ребенку необходимо связывать непосредственно с соответствующим предметом, явлением или понятием, а не с эквивалентом из родного языка. Этот метод эффективен с некоторыми поправками и в старших классах. Коля и Слава изучали английский и немецкий описанным выше способом. Преподавание же древних языков должно происходить иначе.

Обучение иностранному языку традиционными методами активно способствует тому, что ребенок перестает доверять силам творчества и интуиции и теряет способность их использовать. Он учится опираться на ассоциативное мышление и память. Последствия этого выходят далеко за пределы способности или неспособности свободно говорить на иностранном языке.


МУЗЫКА (В том числе песни и упражнения, являвшиеся частью главного урока).

Песни: «Макферсон», «Рыбак» (на стихи Лермонтова), «Плакали вьюги», «Утро приди», «Пробудись!», «Звуча в гармонии Вселенной», «Веселые подмастерья» (Вестфальская народная песня), «Под звуки капели», «Зовет зверей кукушка», «В лепестках цветочных».

Еврейские песни: «Евену шалом алахем», «Шалом алахем», «Виуда леолам тешив», «Лубишамба».

Музыкальные упражнения от Пэра Альбома: Импровизация (играем «просто мелодию»). Импровизационный оркестр: По очереди каждый играет свою «просто мелодию», а остальные подыгрываю что-то созвучное и подходящее по ритму и тембору. То же с ксилофоном и другими «ударными» инструментами – это уже упражнение, в основном, на ритм («шумелки»). Импровизации с голосом. Эти упражнения очень важны не только для музыкального развития, но и как социальные упражнения, а также для внутренней открытости. Позволяют избежать зажатости, учат не боятся проявлять свою творческую силу.

Никола — простые мелодии на пинтотонике: «Рыбак», «В лепестах цветочных», мелодии на трех нотах. Для того, чтобы Никола научился менять высоту звука голосом пели простые пинтатонические песни и следили рукой за высотой звука – голос идет вверх, рука тоже, голос вниз и рука тоже. Учитель должен для себя точно знать какой ноте соответствует какое положение руки относительно тело (например, соль – на уровне носа и т.д.).

Наташа – начала нотной граммоты (по аппликатуре блокфлейты). Пение каноном. Сложные мелодии на блокфлейте. Игра в два голоса («Holly night», Пёрсел «Ария» и др.).


РУКОДЕЛИЕ (Ольга)

На урок рукоделия приходил также Матвей.

Вязанные игрушки для кукольного спектакля (петух, кот, лиса). Изготовление восковых свечей, рождественских звезд из соломы и цветной бумаги, рождественских пряников. Пасхальные яйца и картинки из крупы.

Никола – Вязание на двух спицах, платочная вязка. Чехол для компаса и кошелечек.

Матвей – Шнурки, плетеные на пальцах.

Наташа – Вязание шапки, на четырех спицах. Вязание лицевой гладью.


ЖИВОПИСЬ

У Наташи и Николы рисование жидкими красками было, обычно, один раз в неделю на главном уроке, на тему, связанную с материалом эпохи. С Наташой много смешивали цвета, рисовали первые сюжетные картины (Сотворение мира, Вавилонская башня и др.). С Николой – три основных цвета, позже еще зеленый. Цвета, как темпераменты, времена года, основные математические действия.


Коля и Слава

ЭВРИТМИЯ (Катя Жукова)

Ноябрь:

  • Упражнения и изречения в начале и конце урока: точка – переферия, выпрямляющая сила, И-А-О с прыжком, «Стойко я стою в мире» – пентаграмма в теле человека; упражнение с различными шагами, трехчастный шаг
  • Е для ловкости («мастер, мастер, помоги ...»)
  • Дыхание – без музыки, была задача найти общий ритм, менять амплитуду и силу дыхания (образ разгорающегося и постепенно гаснущего пламени)
  • Лаут-эвритмия:
    Гласные звуки – движения рук и ног.
    «Ехал грека через реку...».
    Эволюционный ряд согласных.
    Пространственная форма спирали и восьмерки.
    Стихотворение Д. Андреева «Гимн заходящему солнцу»
  • Эвритмия с медной палочкой:
    «Египетское» упражнение.
    Семичастное упражнение.
    Водопад
  • Музыкальная эвритмия: жесты тонов – гамма C-dur

Февраль (первую неделю на урок приходили гости – Валя, Даша, Ульяна):

  • «Стойко я стою в мире» – пентаграмма в теле человека
  • «Свет струится вверх»
  • Дыхание
  • Жесты гласных звуков, эволюционный ряд согласных
  • Пространственная геометрия – лемниската, пентаграмма («У звезд вместо рук – лучи»)
  • Упражнения с шагами на ловкость, концентрацию, трехчастный шаг
  • Штаб-эвритмия: семичастное упражнение с формой лестницы, водопад, «Qui-qui», «So ist S», упражнение на ловкость и равновесие, броски (Н. Гумилев «Капитаны»)
  • Тон-эвритмия: маленькие жесты тонов (до, ре, ми), звуковысотность в кругу (Григ «Песня Сольвейг»)
  • Лаут-эвритмия: Тема – мышление, чувство, воля; Сольные стихотворения, выбранные самостоятельно

НЕМЕЦКИЙ (Миша, Валя Жукова) Коля и Слава изучали с нуля. Активный словарный запас около 250 слов. Грамматика: Спряжение слабых и сильных глаголов в настоящем времени. Род, число, падеж. Цвета. Числительные. Время: месяцы, дни недели. Время по часам. Разговорная речь в ситуациях, связанных с различными работами, поездками, бытом. Письменный язык.

АНГЛИЙСКИЙ
У Коли был начальный уровень, у Славы – фактически нулевой. Грамматика: три формы глагола. Модальные глаголы. Инфинитив. Present tense. Разговорная речь в ситуациях, связанных с различными работами, поездками, бытом. Игра – «Free chair (verbs – commands)».

АРАБСКИЙ
Алфавит (чтение и письмо). Фонетические знаки, встречающиеся в Коране. Сура «Открывающая» (читали и переводили первую суру Корана). Учили наизусть пословицы (по-арабски). Истории из арабского фольклора (по-русски).

МУЗЫКА
Диатонические флейты (Choroj). Простые мелодии наизусть. Импровизации самостоятельные, а также с Николой и Наташей. (флейтами занимались мало). Сочиняли собственные песни и мелодии, придумывали мелодии к понравившимся стихам.
Коля – поперечная флейта. Аппликатура, импровизации, подбор мелодий.
Слава – гитара с Катей Жуковой. Классическая. Авторская песня. Дуэты.

РЕЛИГИЯ (Миша, Игорь).
Ветхий и Новый Завет. Истории о Великих посвященных.

ГОДОВЫЕ РАБОТЫ (в связи с отъездом не были закончены).
Коля – история. Дон-Кихот декабризма – Михаил Лунин.
Слава – живопись с Машей. Проба различных техник («мокрое по мокрому», послойная живопись и др). Темы: Четыре стихии. Пейзаж.

РЕМЕСЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ (Влад, д. Толя, Миша).
В сентябре с д. Толей готовили школу, строили свою комнату и учились столярничать. В октябре и ноябре с Владом учились работать в лесу, делали дорогу, пахали огород на лошади и многое другое. Познакомились со многими работами, связанными со строительством, деревенским бытом, животными.
В расписании и структуре уроков часто приходилось принимать во внимание ситуацию в деревне, что часто было полезно и для учебы. Так например, уроки иностранного языка несколько месяцев совмещались с работой в лесу, в школе и т. д.


Изложенный выше опыт нельзя воспринимать в качестве методической рекомендации, хотя многими находками коллег, да и своими, горжусь. Но немало и такого, что сейчас я сделал бы иначе.

Михаил Старостин

---
 ----------------
Die Webunterstützung von Monino verwendet die Moninogelder nicht.

 ---
nb: из дерева, стены: художественная роспись, шкафы-купе, мебель и мебель, ika и nik
Textpattern